КУЛЬТУРНАЯ КНИГА О КУЛЬТУРНОМ ОДИЧАНИИ
Владимир Дашкевич написал философский трактат
Владимир Дашкевич принадлежит к редкой категории композиторов, способных поверить алгеброй гармонию, не причинив ущерба ни той ни другой. Придавая большое значение дифференцированию ответственности правого и левого полушарий головного мозга, Дашкевич, очевидно, обладает способность полноценно включать в работу своего сознания, а также подсознания оба полушария, причем как последовательно так и параллельно. Книга Дашкевича «Великое культурное одичание» (Russian Chess Hous, Москва, 2013) стала итогом многолетних размышлений композитора-философа.
Книга написана непростым научным языком. Она не легка для восприятия чистого гуманитария и уже тем более так называемого «простого читателя». Дашкевич, будучи по своей первой профессии специалистом в области теории информации, оперирует научно-терминологическим аппаратом разных точных и естественных наук - кибернетики, математики, психофизиологии. Библиография столь же разнообразна и обширна: от Аристотеля и Бердяева до Гитлера, Штайнера и Юнга. Читателю, взявшемуся за изучение (именно изучение, а не просто чтение) «Великого культурного одичания» предстоит сложная, но весьма увлекательная задача: пройти вслед за недюжинным интеллектом автора по многоярусной спирали 700-страничного текста и совершить облет практически всех онтологических и гносеологических сфер, доступных человеческому взору, на ковре-самолете метода арт-анализа.
Основным методологическим постулатом Дашкевича является следующий тезис: музыка – модель эволюции. Именно в музыке в ее исторической и теоретической проекции мы может осознать и понять законы мироздания как в процессе развития так и в симультанном срезе. Дашкевич убежден: музыка — первый язык человечества, возникший задолго до появления вербального языка. Для автора очень важно разделение сознания и подсознания. При том подсознание он рассматривает как нечто более высшее, чем сознание. Музыка содержит интонационные коды, которые человечество вырабатывает в ходе эволюции. При этом важно понимать цель создание этих информационных кодов: выживание человечества как вида. Потому метод арт-анализа Дашкевич базирует на своей же теории интонации (V разделе книги).
Дашкевич констатирует: великие этические системы, формировавшиеся на протяжении эволюционного развития человечества, неизбежно стареют. Посланные когда-то в виде откровений Разумом (Дашкевич употребляет понятие Разум для обозначения некого высшего закона или Бога) и транслируемые через великих художников и мыслителей разных эпох, сегодня они утратили кредит доверия, что привело к энтропии веры. Отсюда вывод: необходима новая этическая парадигма, способная привести человека к счастью.
Дашкевич исследует понятие «образа» и «архетипов», которые позволяют человеку отличать Добро от Зла. Есть еще одно ключевое понятие, позволяющее исследовать многие социальные и психологические процессы: самооценка. Заниженная самооценка, по мнению автора, может стать причиной феноптоза — установки на саморазрушение. Причем данные процессы могут касаться не только индивидуумов, но и социальных групп. Именно это явление мы сейчас наблюдаем: человечество перестало сохранять себя как вид, «забило» на выживание и радостно с коротенькими трехминутными песнями (40-минутную симфонию оно уже не способно выслушать от начала до конца) движется к пропасти.
Несмотря на абстрактность идей, композитор-философ озабочен весьма конкретной проблемой, которую можно сформулировать более простым языком: современное общество безнадежно больно. Диагноз — Великое культурное одичание (ВКО). При этом состояние одичания, в которое впадает человек, — объективно, обусловлено вселенскими процессами и не является результатом чьего-то заговора. Но это не значит, что человечество должно сидеть, сложа руки. В качестве ответа на ВКО возникает Великое культурное сопротивление, которое автор делит на три волны: романтизм, Серебряный век и шестидесятничество. Но главное, Великое культурное сопротивление создает особый психологический тип человека — арт-мена, альтернативного убогим клипменам (типам, неспособным воспринимать крупные форматы), который в состоянии синхронизировать работу правого и левого полушарий и противостоять ВКО.
Математические выкладки позволяют Дашкевичу сделать очень конкретный вывод, хотя он кажется столь же фантастичным, сколь предсказания Нострадамуса и календарей Майя: все кончится совсем скоро — в 2016 году. По арт-аналитическим расчетам численность человечества достигнет 8,5 миллиардов человек и больше расти не станет. Эволюционная спираль остановится, человек объективно потеряет импульс к вырабатыванию новых целей. И что тогда? Владимир Дашкевич оптимистично полагает: коллективный разум — коллар — человечества должен выработать программы для новой космической эволюции.
МК. – 2013. – 24 окт. – С.11
|