Вряд ли кто-то будет спорить, что наши музыкальные вкусы зависят от свойств личности. Но можно ли что-то сказать о человеке по той музыке, которую он слушает: например, что любовь к одному стилю или направлению выдаёт аналитический склад ума, а любовь к другому – большее непостоянство, ненадёжность характера?
Соответствующие исследования проводились, но обычно акцент делали на таких свойствах личности, как экстравертность, невротичность, открытость новому и т. д. Дэвид Гринберг (David Greenberg) из Кембриджа вместе с коллегами решил построить эксперимент иначе – им захотелось узнать, указывает ли музыка на когнитивные, или познавательные, способности. Эти способности рассматривались в широком диапазоне: например, на одном краю находились высокие эмпатические умения, предполагающие погружение в мысли и чувства другого человека, а на другом – способности к систематизации, к анализу сложных явлений и выявлению в них закономерностей.
Четырём тысячам добровольцев в рамках психологического теста предложили несколько утверждений, например: «Я всегда чувствую, когда человек говорит одно, а думает другое» или «Если я покупаю аудиоаппаратуру, то всегда обращаю внимание на технические подробности» – участники эксперимента должны были определить, насколько такие определения относятся к ним самим. Затем им дали послушать 50 музыкальных композиций самых разных жанров – музыку нужно было оценить как нравящуюся или не нравящуюся по 9-балльной шкале. Ну а затем ответы на психологический тест сопоставили с музыкальными симпатиями.
Авторы пишут, что тем, у кого хорошо была развита эмпатия, нравился современный ритм-н-блюз, софт-рок и то, что называют mellow music, для которой характерен мягкий и приятный звук. В целом, это была не слишком энергичная музыка, часто насыщенная отрицательными эмоциями и, что называется, с эмоциональной глубиной. Систематизирующие, аналитические свойства были у тех, которым нравилась энергичная, напряжённая музыка с положительными эмоциями и/или относительно сложно устроенная. Конкретные авторы и исполнители тут могли быть самые разные: например,
По словам авторов работы, выбранные эмоционально-когнитивные параметры личности намного чётче совпадали с музыкальным вкусами, чем открытость новому опыту, экстравертность и т. д. – в том смысле, что по психологическому тесту можно было точнее сказать, какая музыка понравится.
Полученные результаты хорошо иллюстрируют известную истину, что музыку (да и вообще любое искусство) мы воспринимаем умом и сердцем, то есть непосредственное эмоциональное восприятие совмещается с анализом того, что мы услышали, и в разной музыке пропорция здесь смещается в ту или иную сторону. С практической точки зрения это может заинтересовать не только тех, кто занимается, грубо говоря, продажей музыки, но и педагогов – очевидно, чтобы человек начал интересоваться музыкой, она должна хотя бы поначалу полностью совпасть с его психологическими установками.